Метро с «Надеждой» и «Любовью»

У метростроителей существует красивая традиция — давать проходческим щитам женские имена. Поэтому у каждого такого механизма есть свое особое, зачастую символичное, название. История возникновения этого обычая связана с именем основателя и владельца канадской компании LOVAT, производящей проходческие щиты, — Ричардом Ловатом. Доподлинно неизвестно, по какой причине, но по желанию Ловата все тоннелепроходческие механизмы, создаваемые его компанией, были названы в честь святой Барбары, которая, согласно догмам католической церкви, покровительствует подземным работам.

СМУ-13_28.08.09 032.jpg
ТПМК «Аврора»
Постепенно традиция, заложенная канадцем, распространилась и на механизмы, создаваемые другими производителями. Так, недавно в Сиэтле самому большому в мире щиту было дано имя «Берта» — в честь первой женщины-мэра этого города Берты Лэндс.
Hitachi-Big-Bertha-1.jpg
фото: dan-caragea.ro
О том, какие имена носят тоннелепроходческие комплексы в столице, рассказывает интернет-версия газеты «Московская перспектива».

Еще каких-то 10 лет назад в Москве насчитывалось всего несколько ТПМК, поэтому старт и завершение проходки были событиями поистине городского масштаба. К выбору имени подходили с особой тщательностью. Сегодня же, когда количество щитов приближается к 40, возможность наречь тоннелепроходческий комплекс в честь близкого человека получает все больше метростроителей. Иногда и вовсе ТПМК называют именами киношных персонажей. 

Недавно впервые в истории московской подземки участок доверили строить китайской компании. Неудивительно, ведь специалисты из Поднебесной — мировые лидеры в метростроении. Они доставили в российскую столицу сразу пять проходческих комплексов. Было бы естественно, если бы щиты назвали популярными китайскими женскими именами, скажем, Ксиаожи, Джу или Ксин. Но, как ни странно, проходку сейчас ведут «Полина», «Галина», «Мария», «Дарья» и «Евгения». Дело в том, что в Китае очень популярен российский сериал «Папины дочки», в честь героинь ситкома и назвали проходческие комплексы. В середине года этим подрядчикам предстоит запустить шестой ТПМК. Любопытно, какое имя он получит, ведь в фильме у того самого папы было всего пять дочек.

Российские метростроители обычно называют ТПМК в честь близких родственников или сотрудников компании. Так, например, перегон от «Мичуринского проспекта» до «Озерной» длиной почти три километра построил щит «Татьяна», получивший имя в честь сотрудницы СМУ-1 «Московского метростроя». 

ТПМК «Арина», названный именем дочери руководителя подрядной организации, проложил 1300 метров тоннеля между станциями «Солнцево» и «Боровское шоссе». Еще одна «папина дочка», «Анастасия», преодолела 1150 метров под землей, прорыв тоннель от камеры съезда, расположенной возле стадиона «Металлург», до станции «Лефортово». Назвать щит в честь 8-летней Насти решил также один из руководителей подрядной организации. Это был подарок девочке на день рождения. Проходка завершилась в августе 2018-го. В пути машина была около года. Метростроители встречали «Анастасию» аплодисментами.

troparevo-106.jpg
Фото: russos.ru
Сейчас на Большой кольцевой ведется проходка тоннеля от станции «Воронцовская» до «Улицы Новаторов». Щит «Наталья» преодолел уже примерно полпути из 1,2 км. Назвали ТПМК в честь машинистки метрополитена Натальи Корниенко. Дело в том, что раньше в московском метро работали женщины-машинисты, существовали даже женские бригады. В 1980-е годы вышел приказ о тяжелых работах, в котором сочли, что женщине за рулем состава — не место.

Позже было принято решение оставить работниц метро со стажем 10 лет. С тех пор среди машинистов Московского метрополитена числилась лишь одна женщина — Наталья Корниенко. Более 30 лет она водила составы по Сокольнической линии и уволилась в 2014 году. Именно в ее честь и назван щит. 

Кстати, этот тоннелепроходческий комплекс можно считать легендарным: машина строила тоннели Калининско-Солнцевской линии, и именно ее ротор стал частью памятника у выхода со станции метро «Рассказовка».

В Петербурге традиция давать имена щитам появилась в начале 2000-х. Сегодня механических «красавиц» с женскими именами в Северной столице всего три: «Виктория», победившая размыв, «Аврора», пробившая выход на поверхность для «Адмиралтейской», и «Надежда», положившая первый двухпутный тоннель на всем постсоветском пространстве. Проходческих механизмов меньшего диаметра у петербургских метростроителей, конечно, больше, однако давать им имена как-то не принято. Кстати, один из таких щитов недавно был смонтирован у строящейся станции «Театральная» — это КТПМ-5,6 производства Скуратовского опытного завода, которому предстоит выполнить проходку тоннеля на участке между «Театральной» и «Спасской»

Ранее мы рассказывали о том, какие еще механизмы и технологии применяются петербургскими метростроителями.