Технические новации на строительстве Петербургского метрополитена

Автор статьи: Елена Волкова

Проект продолжения Невско-Василеостровской линии имеет ряд технических новаций, которые были применены и отработаны на сооружении участка, проходящего под дном Финского залива, и характеризующегося сложными инженерно-геологическими условиями.

stadion-zenit-foto925.png
Строительство стадиона «Санкт-Петербург Арена» и станции метро «Новокрестовская»

Особенностями продолжения Невско-Василеостровской линии на участке между станциями  «Новокрестовская» и «Ул. Савушкина» являются:

  • — двухпутный тоннель диаметром 10,3 м (наружным);
  • — отсутствие притоннельных выработок и сооружений (для обеспечения водоотлива и вентиляции).

Впервые технология механизированной проходки двухпутного тоннеля была применена проектировщиками и строителями Петербургского метрополитена на сооружении участка Фрунзенского радиуса между станциями «Проспект Славы» и «Шушары»(проектное название «Южная»).

На Фрунзенском радиусе был сооружен не просто первый двухпутный тоннель, а первый двухпутный тоннель метрополитена с использованием механизированного тоннелепроходческого комплекса (ТПМК) «Надежда». Тоннель был пройден механизированным способом на незначительной глубине (мелкого заложения) и значителен по своей протяженности (около 3,7 км), – комментирует представитель генерального проектировщика, главный инженер проектов ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» Максим Губин.

– При этом между станциями «Дунайский проспект» и «Южная» имеется шахта № 627, в которой размещены вентиляционная установка и основная водоотливная установка (ОВУ).

dvyhpytnyi-shit-yuzhnya.png

ТПМК «Надежда»

Оригинальное техническое решение имеет практическую значимость, так как позволяет:

  1. 1. Значительно уменьшить необходимость отвода земли.
  2. 2. Снизить стоимость проекта.

В условиях, когда основная часть перегона «Новокрестовская»  – «Улица Савушкина» проходит в акватории Финского залива, строительство любого притоннельного сооружения сопряжено со значительными трудностями, ведущими к удорожанию проекта.

  1. 3. Оптимизировать технологию строительства.

К сведению:

Подземный объем станции «Новокрестовская» составляет порядка 220 тыс. куб. м. Станция рассчитана на прием болельщиков ФИФА, в дни проведения футбольных матчей расчетный пассажиропоток составляет 30 тыс. человек в час.

По сравнению с «Новокрестовской», станция «Улица Савушкина» почти вдвое меньше по объему, в 2 раза меньше и расчетный пассажиропоток.


С учетом природных факторов и инженерно-геологических условий на намывных территориях крайне сложно строить тоннельные сооружения в классическом виде – выполнять ограждающие конструкции и разрабатывать котлован. При разработке проекта Невско-Василеостровской линии проектировщики и строители продвинулись еще дальше, отказавшись от притоннельных сооружений.

tunnel-begovya-foto2.png
Строительство тоннеля – станция «Беговая» (проектное название «Улица Савушкина»)

Мы сумели сделать проект продолжения Невско-Василеостровской линии фактически без притоннельных сооружений, в классическом понимании этого слова. Системы водоотведения и вентиляции размещены в пространстве двупутного тоннеля и в объемах станционных комплексов, — поясняет Максим Губин.