Архитектурные решения станций «Дунайская» и «Шушары». Часть 3

Станция «Дунайская» является станцией мелкого заложения (порядка 20 метров) с боковым размещением платформ. Станционный комплекс расположен между Дунайским проспектом и улицей Олеко Дундича.

Станция по своей конструкции очень похожа на «Новокрестовскую». Единственное отличие – ширина платформ: на «Новокрестовской» она больше, поскольку рассчитана на пассажиропоток после матчей на стадионе «Газпром Арена».

Проектом предусмотрены два вестибюля, выход пассажиров будет осуществляться через подземные пешеходные переходы: на улицу Ярослава Гашека и на Дунайский проспект. Лестничные спуски оборудованы траволаторами и накрыты входными павильонами.

Архитектурное оформление связано с названием станции и раскрывается в виде волнообразных декоративных потолков синего цвета с встроенными потолочными светильниками, что вызывает ассоциации с волнами реки Дунай. Освещение станции выполнено с помощью равномерно распределённого закарнизного света с использованием светильников-прожекторов.

Плавные очертания карнизов потолка также связаны с темой реки Дунай, что соответствует основной концепции оформления станции и вестибюлей. Тема раскрывается в художественной композиции из чередующихся мозаичных панно и резного камня, расположенных на торцевой и боковой стенах у эскалаторных спусков. На несущей стене, расположенной по центру станции между путями, запроектированы художественно-декоративные витражи из цветного стекла, выполненные в гамме станционной отделки. Витражи вставлены в восьмиугольные отверстия железобетонной стены и работают на обе стороны платформы. На витражах изображены города: Вена, Будапешт, Белград, Видин, Измаил и др., в том порядке, в котором они следуют друг за другом по реке Дунай.

Для декорирования будущей станции использованы различные материалы. Так, стены, включая эскалаторные ходы и торцевые стены боковых тоннелей, облицованы светло-жёлтым мрамором с цоколями из полированного гранита. В вестибюле станции установлены скамьи из белого мрамора, в отделке пола будет использован гранит трёх видов. Колонны покрыты синими керамическими панелями. Кассовые залы вестибюлей также выполнены из долговечных отделочных материалов, а кассы расположены таким образом, чтобы обеспечить открытое пространство перед ними с учётом накопления людей и дать возможность пассажирам беспрепятственно проходить вестибюль. Два тоннеля по 3 ленты эскалаторов связывают вестибюль метрополитена с платформой.

 

Станцию начали строить в 2014 году и это была первая станция метро, которую сооружали методом топ-даун. Технология эта впервые была опробована петербургскими метростроителями при сооружении подземной части здания второй сцены Мариинского театра. Она позволяет возводить большие габаритные объекты на небольшой глубине без откопки котлована. Топ-даун вобрал в себя все лучшее, что есть на сегодняшний день. Суть технологии в названии – сверху вниз. Сначала по периметру будущего объекта сооружается ограждающая конструкция «стена в грунте». Потом заливается верхняя железобетонная плита перекрытия. В ней оставляются технологические окна, через которые ведется разработка грунта до отметки следующего перекрытия. Далее плита второго перекрытия заливается, в ней также оставляются технологические окна и начинается разработка грунта до следующего уровня станции. И последним – четвертым уровнем заливается уже днище станции. Таким образом, железобетонные плиты выполняют функцию распорки при разработке грунта, и одновременно с этим являются элементами постоянной конструкции. Также этими функциями обладают два ряда свай-колонн, диаметром 630 мм, которые держат конструкцию в вертикали.

И в завершении лекции поговорим о станции «Шушары» — конечной станции продолжения Фрунзенского радиуса. Главным стилистическим элементом этой станции станут художественные витражи, выполненные из цветного стекла.

Так, на центральной оси пассажирского прохода из вестибюля на мост через пути с выходом на платформу отправления станции расположены яркие художественные витражи в белой, фиолетовой и жёлтой цветовой гамме. Витражи посвящены теме транспорта, поскольку станция окружена автомобильными заводами, кроме того, в будущем планируется сделать на её базе пересадочный транспортный узел с организацией пересадки на трамвай в Колпино и строительством перехватывающей парковки.

В художественном убранстве внутреннего пространства вестибюлей можно выделить два витража – «Скорость» и «Гонки». Первый расположен над проходом (в треугольнике) под фермами покрытия и олицетворяет дикую природу и человеческие достижения – на изображении, соревнуясь с локомотивом, мчится табун лошадей. С противоположной стороны моста расположен витраж «Гонки», в верхней части которого изображены самолёты, выполняющие крутые виражи, внизу – динамичные гоночные автомобили. Эскизы витражей выполнены художниками Артемом Брославцом и Александром Быстровым.

 

Ожидается, что новые станции Фрунзенского радиуса создадут новую «артерию» пассажиропотока Фрунзенского района и значительно разгрузят новые массовые застройки на его территории, южные пригороды Санкт-Петербурга, а также Московско-Петроградскую линию метрополитена.