История строительства станции метро «Адмиралтейская»

История строительства станции метро «Адмиралтейская»
«Адмиралтейская» — станция пятой, Фрунзенско-Приморской линии петербургского метрополитена. Станция находится в историческом центре города, в непосредственной близости к Дворцовой площади и Эрмитажу. «Адмиралтейская» была введена в эксплуатацию сравнительно недавно — в конце декабря 2011 года. История ее строительства длинная и необычная и потому заслуживает отдельного внимания.
История строительства станции метро «Адмиралтейская»
00:00
Громкость
Станция «Адмиралтейская» могла быть построена еще в 60-е годы прошлого века. В тот период на перегоне между станциями «Василеостровская» и «Гостиный двор» Невско-Василеостровской линии предполагалось построить «Адмиралтейскую» и «Университетскую», однако в целях экономии от промежуточных станций отказались. Таким образом, на первом участке зеленой линии в 1967 году появились только четыре станции — «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская» и «Площадь Александра Невского».

К вопросу строительства «Адмиралтейской» вернулись только в середине 80-х. Тогда из-за больших планов по строительству жилья в районе Комендантского аэродрома было решено соединить две ветки метро — Правобережную и Фрунзенско-Приморскую — в Правобережную, и построить «Адмиралтейскую» в составе объединенной линии.

29 декабря 1990 года на сессии Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов было принято решение о строительстве станции метро «Адмиралтейская». Однако планы городских властей нарушил развал СССР, и к вопросу вернулись только спустя три года.

4 апреля 1994 года мэром города Анатолием Собчаком было издано распоряжение о строительстве вестибюльного комплекса «Адмиралтейской». К тому времени работы на глубине уже велись. К 1997 году станционный подземный комплекс «Адмиралтейской» был полностью пройден. 15 сентября сдали в эксплуатацию участок Правобережной линии «Садовая» — «Чкаловская» с двумя новыми станциями «Чкаловская» и «Спортивная». Вместе с ними должна была открыться и «Адмиралтейская», однако к тому моменту у станции не был построен наземный вестибюль, поэтому поезда проходили ее без остановки. Именно тогда «Адмиралтейская» и получила прозвище «призрак».

Почему же возникли сложности со строительством наземного вестибюля станции? Дело в том, что городские власти долгое время не могли определить место для вестибюля и освободить территорию для проведения строительных работ. В середине 90-х годов при строительстве наклонных ходов активно применяли технологию заморозки грунта. Этот метод подразумевал превращение обводненных слоев в льдогрунтовый массив, после чего можно было начинать разработку грунта и вести строительство. Однако у этой технологии был очень серьезный минус — фаза разморозки, сопровождающаяся существенным оседанием грунта. В зоне предполагаемого строительства оказалось бы немало исторических домов, которые могли серьезно пострадать от деформации грунтов.

Именно по этой причине в распоряжении Анатолия Собчака о строительстве вестибюля «Адмиралтейской» было прописано полное расселение трех домов и частичное расселение еще стольких же зданий по Малой Морской улице и Кирпичному переулку — все эти дома попадали в пятно застройки вестибюля. Однако экономика Петербурга тогда переживала не лучшие времена, средств на расселение в бюджете не хватало, и возведение наклонного хода станции «Адмиралтейская» заморозили.

К вопросу строительства наземного вестибюля и наклонного хода «Адмиралтейской» вернулись только в 2007 году. Тогда «Метрострой» выступил с предложением использовать для проходки современный тоннелепроходческий комплекс, который был способен свести к минимуму осадки дневной поверхности, а значит, избавиться от необходимости расселять дома, попавшие в пятно застройки (за исключением дома, на месте которого планируется разместить вестибюль). Предложение было принято городским правительством, и 20 июня 2007 года в Смольном был подписан контракт на изготовление тоннелепроходческого комплекса с немецкой фирмой «Херренкнехт» (Herrenknecht AG). В то же время было окончательно определено место под вестибюль — угол Кирпичного переулка и Малой Морской улицы. Здание, которое располагалось на этом месте, решили расселить и снести, поскольку оно было старым и не выдержало бы подземных строительных работ. Однако новое здание, построенное для вестибюля «Адмиралтейской», должно было полностью повторить архитектурный облик прежнего, снесенного дома.

К сооружению наклонного хода станции «Адмиралтейская» метростроители приступили в начале 2010 года. Эскалаторный тоннель предстояло построить в крайне неустойчивых грунтах в условиях плотной застройки Центрального района, где практически каждый дом является памятником архитектуры. Особое внимание при подготовке площадки уделили закреплению грунтов по периметру, а также сооружению ограждающих конструкций стартового котлована. Для закрепления грунтов метростроители использовали технологию струйной цементации грунтов jet grouting, которая ранее применялась на строительстве станции «Звенигородская». Кроме этого, методом буросекущих свай была выполнена «стена в грунте» и подготовлено основание под ложе щита. Перед началом этих работ было выполнено усиление фундаментов зданий, примыкающих к пятну застройки. На площадке был смонтирован и установлен портальный кран, а также сооружено свайное поле под фундамент будущего вестибюля.

Проходческий щит для сооружения наклонного хода, разработанный «Метростроем» совместно с компанией «Херренкнехт», получил имя «Аврора». До этого в мире не строили наклонные выработки под углом 30 градусов. Максимум угол достигал 12–18 градусов.

Москвичи почти смогли обогнать петербургских метростроителей. Они купили такой же щит у канадской компании Lovat — щит, использовавший разработки Herrenknecht. Получилось очень просто. Часть персонала, которая работала у Herrenknecht, уволилась и перешла в Lovat с чертежами и другими интеллектуальными данными.

Правда, Lovat не мог полностью скопировать машину. Это могло бы повлечь международное судебное разбирательство. Поэтому они внесли свои наработки, которые оказались неудачными, и щит у столичных метростроителей сломался. «Аврора» же справилась с задачей без проблем.

Впервые новое оборудование опробовали на строительстве станции «Обводный канал». «Аврора» позволила не только избежать осадки грунтов на месте строительства, но и помогла почти вдвое сократить время проходки эскалаторного тоннеля, поэтому ее решено было использовать и для строительства «Адмиралтейской».

Монтаж щита «Аврора» начался осенью 2010 года. Изначально работы велись в две смены — с 7 утра до 23 часов вечера, шумные работы по ночам не проводились, чтобы не тревожить жителей окрестных домов. В январе 2011 года над строительной площадкой станции «Адмиралтейская» было установлено пневмокаркасное сооружение — проще говоря, огромный надувной «шатер», который был предназначен для шумоизоляции, а также для защиты строительной площадки от холода. Благодаря этому сооружению метростроители смогли перейти на работу в три смены — выбранная метростроевцами технология строительства требовала, чтобы проходческий щит работал круглосуточно.

Стоит отметить, что строительство велось в стесненных условиях — строительная площадка была в два раза меньше, чем это требовалось. За неимением площадки для грузового транспорта, водителям приходилось отстаиваться на Исаакиевской площади и по сигналу выезжать на место для загрузки и отгрузки материалов, поэтому логистика всех процессов была рассчитана буквально по минутам.

15 апреля 2011 года тоннелепроходческий комплекс «Аврора» осуществил сбойку с натяжной камерой станции «Адмиралтейская» — был успешно пройден эскалаторный тоннель длиной 120 метров. Параллельно завершалось сооружение основных конструкций малого наклонного хода и притоннельных выработок. На самой станции «Адмиралтейская» заканчивались отделочные работы. Далее метростроевцам предстояло демонтировать щит — это сделали специалисты Управления механизации «Метростроя», которые во время проходки управляли комплексом. Еще одно подразделение — «СМУ-9 Метрострой» — занималось установкой эскалаторов.

27 декабря 2011 года в присутствии губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко состоялся пуск станции «Адмиралтейская». В этот день был введен в эксплуатацию первый этаж шестиэтажного здания, построенного вместо снесенного дома. На первом этаже расположился вход в станцию, на остальных пяти впоследствии появились магазины торгово-развлекательного комплекса «Адмирал», который открыл свои двери в 2014 году.

«Адмиралтейская» — колонная трехсводчатая станция глубокого заложения, которая была построена по типовому ленинградскому проекту. Это самая глубокая станция петербургской подземки (ее глубина составила 86 метров), а также одна из самых красивых.

Художественное оформление станции посвящено морской тематике. Полы вымощены серым мансуровским гранитом, а также красным гранитом с месторождения Кашина гора, с тремя инкрустациями роз ветров. Путевые стены облицованы голубовато-серым мрамором. Торец центрального зала станции украшает мозаичное панно «Основание Адмиралтейства». Торец пешеходного коридора между большим и малым наклонными ходами украшен мозаичным панно «Нева», а в пространстве над гермозатвором, который разделяет пешеходный коридор в его центре, установлено мозаичное панно «Нептун». Автор всех трех панно — художник Александр Быстров.

Простенки между колоннами украшены медальонами с барельефами русских адмиралов и флотоводцев: Ушакова, Нахимова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича.