История строительства станции «Спортивная» в Санкт-Петербурге

Стадион на Крестовском, подготовка к Чемпионату мира
00:00
История строительства станции «Спортивная» в Санкт-Петербурге
00:00
Громкость
Громкость

История

В 1985 году было принято решение продлить участок метрополитена от станции «Садовая» до «Комендантского проспекта». «Спортивная», которая по проекту шла за «Университетской», должна была стать пересадочной станцией на Кольцевую линию, но из-за сложной экономической ситуации в стране её строительство остановилось. «Университетскую» вычеркнули из плана, а в районе Тучкова моста на Васильевском острове запланировали строительство второго вестибюля «Спортивной». Однако из-за недостатка средств в 1991 году были прекращены все работы «Метростроя», и до 1997 года новые станции не открывались.

Название

Именоваться «Спортивной» станция стала не сразу. В 1992 году было принято решение дать строящемуся объекту название «Тучков мост».

В XVIII веке на этом месте располагались склады для хранения пеньки.Тучковым буяном называли островок, где находилось здание склада, который был построен Антонио Ринальди и в народе носил имя «дворец Бирона». Тучков буян получил название по имени Авраама Тучкова, который построил первый мост, соединивший Васильевский остров с Петроградским.

В 1996 году Санкт-Петербург был среди городов-претендентов на проведение Олимпиады 2004 года. В связи с этим строящуюся станцию «Тучков мост» решили назвать «Олимпийской», а оформление вестибюлей посвятить Греции и Олимпийским играм. После того как Петербург отсеялся на первом круге голосования, станцию переименовали в «Спортивную».

Особенность конструкции

Проект станции выполнен специалистами ОАО «Ленметрогипротранс», архитекторами А. С. Константиновым, В. С. Волонсевич при участии О. А. Кузнецова, конструктором Н. И. Кулагиным.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий 4 эскалатора, расположен в северном торце ее верхнего яруса. В поперечном сечении конструкция состоит из сборного железобетонного многошарнирного свода на массивных опорах внутри круглых тоннелей большого диаметра. В нижней части сечения сооружается обратный свод, служащий одновременно распоркой для боковых опор. Станционные залы разделены междуэтажным перекрытием, опирающимся на систему прогонов и колонн.  Основываясь на опыте сооружения односводчатых станций, конструктивную часть «Спортивной» спроектировали со сборными железобетонными сводами, обжатыми в породу. Радиус верхнего свода — 11,2 м, обратного — 15 м.

Идея объединенного двухъярусного пересадочного узла родилась не случайно. Во-первых, такое решение существенно увеличивает пропускную способность узла и сокращает время на пересадку, в том числе и для пассажиров, следующих в обратном направлении. Во-вторых, подобная конструкция исключает потребность в соединительных коридорах, обычно устраиваемых между раздельными станциями пересадочного узла.

Конструкция узла сочетает все преимущества односводчатых станций глубокого заложения, позволяющих значительно уменьшить её воздействие на природный массив. Благодаря компактного размера узел занимает минимум подземного пространства, затраты на его содержание также минимальны. Всё это говорит о высокой эффективности решения. Есть лишь одно «но»: из-за того, что станция очень чувствительна к вибрациям, пришлось уложить путь на гравийную подушку. По этой причине на «Спортивной» нет лотков на путях. В отличие от подобных станций в Париже, в Санкт-Петербурге «Спортивная» сооружалась не открытым способом, а на глубине.

Перейти с одного яруса на другой можно с помощью шести небольших эскалаторов с высотой подъема 6,6 метров. В верхний зал прибывают поезда, следующие до «Комендантского проспекта», в нижний зал — до «Международной». Станция рассчитана на прием одновременно четырех составов поездов.

Верхний и нижний ярусы

Верхний односводчатый зал выполнен в светлых тонах. В качестве отделки архитекторы использовали итальянский белый мрамор и серый полированный гранит. Над путями установлены светильники в виде олимпийских факелов.

В торцевой стене размещен сокращенный вариант «Оды Спорта» Пьера де Кубертена:

«О спорт! Ты — наслаждение! О спорт! Ты — зодчий! О спорт! Ты — справедливость! О спорт! Ты — вызов! О спорт! Ты — благородство! О спорт! Ты — радость! О спорт! Ты — плодотворность! О спорт! Ты — прогресс! О спорт! Ты — мир!».

На стенах установлены небольшие мозаичные панно с профилями участников первых олимпиад в Древней Греции.

На торцевой стене нижнего яруса также находится мозаичное панно с бегунами-атлетами, стилизованное под античный стиль. Помимо спортсменов на картине изображён ангел Гавриил с трубой. В противоположном торце находится вход в пешеходный тоннель, ведущий к выходу на Васильевский остров.

Северный вестибюль («Спортивная-1»)

Наземного вестибюля у станции «Спортивной» нет, поэтому войти можно только через подземные переходы. Один из них находится на пересечении проспекта Добролюбова и Большого проспекта Петроградской стороны.

Художественное оформление первого перехода, который был открыт вместе со станцией в 1997 году, посвящено истории спорта и олимпийскому движению. Украшением верхнего вестибюля служит яркое мозаичное панно «Олимпийский огонь». В центре композиции изображен Зевс, который держит факел с олимпийским огнем. Слева от него — древнегреческие боги, среди которых Афина, Аполлон и Посейдон. Справа — спортсмены и простые горожане.

На стенах вестибюля установлено шесть мозаичных медальонов, которые композиционно перекликаются с панно над эскалаторным ходом. На них изображены спортивные состязания первых олимпийских игр:

  • езда на колесницах;
  • единоборство;
  • гимнастика;
  • борцовский поединок;
  • пятиборье;
  • атлетика.

Над эскалатором установлены светильники, имитирующие древнегреческие факелы.

Южный вестибюль («Спортивная-2»)

Второй выход станции, на пересечении набережной Макарова и Кадетской и 1-й линий на Васильевском острове, планировался еще на начальной стадии строительства, но подготовка к возведению вестибюля стала осуществляться только в 2010 году. Сооружение тоннеля, наклонного хода, вестибюля и траволатора закончилось в 2015 году. Новый выход «Спортивной» был торжественно открыт в День города — 27 мая.

Тоннель, проходящий под Малой Невой, соединяет станцию «Спортивная» со вторым выходом на поверхность. Он имеет длину более 300 метров. Здесь размещены горизонтальные траволаторы, которые поднимают пассажиров с 60-метровой глубины на 10-метровую. Благодаря небольшому углу наклона этот перепад не чувствуется.

Во время подготовки проекта второго выхода архитекторы Александр Константинов и Валерий Хильченко рассматривали несколько вариантов его расположения. В их числе были двор дома № 29 по Съездовской линии, перекресток Тучкова переулка и Среднего проспекта Васильевского острова. Однако выбор пал на площадь перед Тучковым мостом. Этот вариант не требовал расселения жилых домов или сноса зданий.

Метростроителям пришлось преодолеть немало трудностей. Чтобы полностью не перекрывать движение транспорта, строительная площадка перемещалась с одного места на другое семь раз. В процессе работы в грунте обнаружилось большое количество старых деревянных свай, остатки кирпичной кладки и гранитные укрепления. Это существенно осложняло разработку грунта, который, помимо прочего, омывался водами Малой Невы.

Художественное оформление вестибюля продолжает тему спорта. Полукруглая торцевая стена в аванзале украшена барельефом с абстрактной композицией. Для ее создания художнику Дмитрию Бойцову потребовалось девять сортов мрамора. Серый, коричневый и черный камень привезли из Китая, Греции и Италии. Принцип композиции основан на каскадном построении нескольких уровней, которые консольно расположены друг над другом.

Наклонный ход венчает мозаичное панно Александра Быстрова. На нем изображены двенадцать олимпийских богов:

  • Гестия — богиня семейного очага и жертвенного огня.
  • Артемида — богиня охоты и плодородия.
  • Гермес — бог торговли и покровитель послов.
  • Гефест — бог огня и покровитель кузнечного ремесла.
  • Афина — дева-воительница, покровительница наук и мастерства.
  • Аполлон — покровитель искусств.
  • Зевс — главный из богов-олимпийцев, правитель всего мира.
  • Гера — верховная богиня, покровительница брака.
  • Афродита — богиня красоты, любви и плодородия.
  • Арес — бог войны.
  • Посейдон — бог морей, рек и океанов.
  • Герой Геракл — сын бога Зевса и Алкмены.

Панно из небольших кусочков смальты выполнено в мастерской Академии художеств, где для работы было изготовлено 500 различных оттенков материала.

Интересные факты:

  • В проекте станции через отверстия с нижнего яруса на верхний должны были проходить мачты со скульптурами древнегреческой богини Ники, бегуна и пловца. Сегодня на их месте установлены торшеры в виде факелов.
  • В период навигации между станциями «Спортивная» и «Адмиралтейская» ходит ночной поезд.
  • 21 мая 2016 года на станции состоялся ночной концерт струнного оркестра A Tempo Orchestra и студентов вокального отделения консерватории.