Строительство продолжения Невско-Василеостровской линии петербургского метрополитена. Подготовка к строительству. Часть 1

Строительство продолжения Невско-Василеостровской линии петербургского метрополитена. часть 1
00:00
Громкость

Задумка соединить северную часть Петербурга с Васильевским островом существовала уже давно. Однако обозначился этот план только в программе развития метрополитена, утвержденной в 2011 году. Само строительство предполагалось осуществить в 2016-2020 годах. Но в 2013 году Санкт-Петербург получил право принять матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, и это решение стало судьбоносным для строительства продолжения зеленой ветки метро.

Проектом, разработанным Научно-исследовательским проектно-изыскательским институтом «Ленметрогипротранс», было предусмотрено строительство участка длиной 5,8 км с двумя станциями мелкого заложения — «Улица Савушкина», которая позднее получила название «Беговая», и «Новокрестовская».  Обе станции планировалось строить относительно новым для петербургского метростроения методом «top-down», а перегонный тоннель решено было сделать двухпутным.

Во время Чемпионата мира станции «Новокрестовская» предстояло принимать футбольных болельщиков, поэтому ее нужно было разместить максимально близко к стадиону на Крестовском острове. Однако свободной территории вблизи этого спортивного объекта не оказалось, поэтому под «Новокрестовскую» решено было сделать намыв —искусственный участок суши площадью в 14 гектар. Этот участок западнее Крестовского острова должны были создать за полтора года, ик 2016 году он должен был быть полностью готов.

Проект продолжения Невско-Василеостровской линии стал большим испытанием для петербургских метростроителей. И дело было не только в рекордных сроках, но и в сложнейших геологических условиях.


Подавляющее большинство станций метрополитена Северной столицы залегает на глубине нескольких десятков метров. Самая глубокая из них — станция «Адмиралтейская» — онарасположена на глубине 86 метров, а отдельные участки перегонных тоннелей находятся на уровне ста метров. Это обусловлено залеганием благоприятной для строительства метро кембрийской глины. Однако строить на такой глубине и долго, и дорого. Поэтому петербургские метростроители многие годы искали способ, который позволил бы прокладывать тоннели и сооружать станции на небольшой глубине, независимо от геологических условий. И такой способ был найден.

В 2013 году петербургский «Метрострой» приобрел в Германии новыйтоннелепроходческий механизированный комплекс Herrenknecht S-782. Этот щит диаметром в 10,6 метра, с грунтопригрузом, дал строителям возможность вести проходку даже в расположенных близко к дневной поверхности четвертичных отложениях.

Тоннелепроходческий комплекс получил символичное имя «Надежда». С его помощью к июню 2015 года был пройден первый в истории отечественного метростроения двухпутный тоннель, от станции «Проспект Славы» до станции «Южная», протяжённостью 3 тысячи 790 метров. Теперь «Надежде» предстояло проложить трассу под Финским заливом и соединить Васильевский остров с Приморским районом.

Как отмечают метростроители, проходка была очень тяжелой. Трудности сопутствовали проекту с самого его начала: вместо оптимальных пяти лет на продление Невско-Василеостровской линии выделили только 2,5 года.

Новая трасса начиналась от тупиков станции «Приморская», затем сходилась в двухпутный тоннель, ныряла под Петровский фарватер, а после выходила на намывной территорию за стадионом «Санкт-Петербург» к «Новокрестовской».  Далее тоннель спускался под фарватер Средней Невки, шел под парком 300-летия Петербурга и выходил к станции «Беговая», за которой находится перекрестный съезд. После «Беговой» трасса углублялась под железную дорогу и выходила к улице Оптиков, где и заканчивалась.

Сжатые сроки вынуждали метростроителей работать в бешенном темпе и находить нестандартные решения, — все ради того, чтобы успеть к мундиалю.

К 8 июля 2015 года на станционном комплексе будущей «Новокрестовской» уже завершили сооружение форшахты по периметру станции, продолжая укреплять выработку методом струйной цементации. На станционном комплексе будущей «Беговой» к этой дате уже во всю занимались обустройством строительной площадки.

К 20 июля метростроители, пройдя вертикальный ствол шахты номер 467 на всю глубину, а это около 80 метров, приступили к сооружению рудничного двора. Через эту шахту, расположенную за станцией «Приморская», строителям предстояло соорудить демонтажную камеру, в которую выйдет ТПМК «Надежда» после завершения проходки. В это же время на «Новокрестовской» уже шли работы по сооружению специально ограждающей конструкции — «стены в грунте».

А на Туристской улице, где был вырыт стартовый котлован, завершался монтаж опорного кольца. Именно отсюда позднее начнет свое движение к «Приморской» щит «Надежда». Чтобы собрать под землей все элементы щита — технологические тележки — потребовалось построить специальную галерею. В августе первая из этих тележек, что идет в хвосте ТПМК и содержит в основном электрооборудование и приводы насосов, была опущена на 18 метровую глубину и заведена в галерею, а к 10 сентября доставили и вторую тележку, с вакуумным тельфером для тюбингов и кабиной пилотов.

Монтаж самого щита начали в октябре. Специалисты Управления Механизации — филиала ОАО "Метрострой" — в кратчайшие сроки и на высочайшем уровне сварили режущий орган ТПМК, и в ноябре его удалось опустить в стартовый котлован и приступить к завершающей стадии сборки проходческого комплекса. 19 ноября в котлован опускают «юбку» для режущего органа, а также сооружают грунтоприёмник и вертикальный конвейер.

Старт строительству тоннеля Невско-Василеостровской линии был дан 3 декабря 2015 года. А к 5 января 2016 года метростроевцами уже было пройдено 30 колец, а это 50 метров двухпутного тоннеля.