Архитектура станций московского метрополитена в 1930-е гг.

Первые станции метро в Москве, построенные в 30-х годах прошлого века, являются настоящими подземными дворцами и сильно отличаются от строгих и аскетичных станций подземки в европейских городах. Советский режим воспринимал архитектуру как одно из средств пропаганды, поэтому убранство московского метро должно было во всей красе продемонстрировать достижения социализма и его преимущества над капитализмом.  

2-6691(9).jpg
Строительство южного наземного вестибюля станции метро «Крымская площадь» (сейчас — «Парк культуры»). Автор неизвестен. Начало 1930-х годов, источник mos.ru

Выбор проектов

Первые проекты метро в Москве появились еще в начале XX века, но строительство подземки началось лишь в начале 30-х годов. В августе 1931 года был создан московский «Метрострой», а в 1933 году утвержден технический проект первой очереди метрополитена и начались основные строительные работы.

Над первым этапом проектирования — определением расположения, типа и общей плановой композиции станций — работала группа архитекторов «Метропроекта» во главе с Самуилом Кравцом. В эту группу входили архитекторы Барков, Седикова, Таранов, Быкова, Шухаева, Шагурина, Ревковский, Андриканец, Лихтенберг и Гонцкевич.

124807.jpg
Поперечный разрез станции из проекта А. И. Антоновича, источник — archi.ru


После завершения первого этапа был объявлен конкурс проектов оформления станций. 25 марта 1934 года состоялась выставка, на которой архитекторы представили свои работы. Для каждой строящейся станции было разработано порядка трех различных проектов. Представленные работы обсуждались на заседании Арплана (комиссии архитектуры и планировки при Московском комитете и президиуме Моссовета) во главе с председателем Комиссии партийного контроля ВКП(б) Лазарем Кагановичем. По воспоминаниям советского архитектора Николая Колли, Каганович указал архитекторам, что «задача заключается в том, чтобы средствами художественной выразительности, т. е. цветом, характером и формой облицовки и окраски, типом и системой искусственного освещения преодолевать чувство нахождения глубоко под землей и создавать впечатление уверенной легкости сооружений, наполненности светом и воздухом». 

После заседания комиссии проекты были распределены по архитекторам, которые за короткий срок должны были дать не только общий технический проект станции, но и детальные чертежи, по которым можно было производить облицовку.

Что касается наземных вестибюлей станций, по воспоминаниям Николая Колли, первые проекты вестибюлей, предложенные архитекторами, не были поддержаны в том числе из-за излишнего гигантизма и монументализма. В результате московский комитет ВКП(б) был вынужден просчитать необходимый размер вестибюлей и потребовать от архитекторов, чтобы площадь каждого из них не была больше 10 х 16 метров.

Особенности оформления

Поскольку станции московского метро должны были во всей красе показать достижения социализма, предполагалось, что в отделке будут использоваться не только дорогостоящие облицовочные материалы, но и панно, скульптуры и элементы декора на коммунистическую тематику.

Для облицовки решили использовать такие дефицитные материалы, как полированный мрамор, гранит, лабрадорит, марблит, глазурованные плитки и др. Гранит и мрамор свозились со всего Советского Союза, обработчиков камня также искали по всей стране. Необходимо было в кратчайшие сроки доставить материалы в столицу и обработать их, чтобы получить плиты именно того размера, который был обозначен архитекторами.

Пристальное внимание было уделено и вагонам метро. Главный архитектор «Метропроекта» Самуил Кравец так описывал требования к оформлению вагонов московской подземки: «Здесь нет надобности в  "шике" вагонов-ресторанов и "международных" вагонов, но в то же время недопустим убогий подход к разрешению внутреннего оформления подобный тому, какой имеет место в вагонах электрифицированных железнодорожных. Намечаемые архитектурные детали и членения необходимо осуществить из полированного дерева, все металлические части должны быть никелированы, стекло должно быть обязательно зеркальным, диваны, если будут жесткими, лучше всего сделать из дуба, чтобы избежать соблазна окраски (что всегда дешевит впечатление) и для меньшей амортизации».

846209.483xp.jpg
Фото:m24.ru/Александр Авилов
Первые вагоны (так называемые вагоны серии «А») были изготовлены на Мытищинском вагоностроительном заводе и вмещали до 262 человек (имели по 52 посадочных места каждый). Изначально поезда состояли всего из двух вагонов, однако впоследствии были разработаны модернизированные вагоны следующих серий, а их количество в поезде увеличилось.

Кратко рассмотрим оформление наиболее запоминающихся станций первых двух очередей московского метро.

Первая очередь

Первая очередь московского метро была открыта 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до «Крымской площади» (ныне «Парка Победы») с ответвлением на «Смоленскую», которое в 1937 году дошло до станции «Киевская». Всего в состав первой очереди вошли 13 станций.

«Сокольники»

Станция получила свое название по историческому району Москвы «Сокольники» (там в XVII веке возникла Сокольничья слобода, то есть селение сокольников — лиц, занимавшихся содержанием и обучением соколов для царской охоты).

Архитекторы подземного и наземного вестибюлей станции — Надежда Быкова и Иван Таранов. Наземный вестибюль выполнен в виде арки с двусторонним выходом и расположен на аллее, ведущей от Русаковской улицы к Сокольническому парку. Барельефы на внутренней стороне пилонов созданы скульптором Н. Митковицер по рисункам Надежды Быковой.

9ee6d5c4f19c3a64dae102231e0_prev.jpg
Изнутри вестибюль облицован белым марблитом и мрамором «коелга». После завершения строительства вестибюля по сторонам пилонов установили статуи спортсменов, перекликающиеся по стилистике со скульптурным оформлением стадиона «Сталинец». Позднее скульптуры были сняты, их место ныне обозначают сохранившиеся постаменты.

«Красные ворота»

Название связано с Красными воротами, утраченным памятником архитектуры XVIII века, а также с площадью Красные Ворота, под которой расположена станция.

Автор проекта — архитектор Иван Фомин. Свод станции поддерживается пилонами, которые отделаны красным мрамором и замаскированы парными полуколоннами. Пол украшен шахматной клеткой. Светильники изначально были спрятаны за карнизами, свет отражался от кессонированного свода, что помогало зрительно расширить пространство, однако впоследствии светильники заменили на более простые и дешевые. 

7dfe8eb703148bcb3adbcbe47d6_prev.jpg
Наземный павильон станции имеет форму параллелепипеда, однако со стороны площади видны лишь концентрические арки. Павильон станции двухцветный — из красного и белого мрамора — это своеобразное напоминание о разрушенных в то время великолепных Красных воротах, построенных при императрице Елизавете Петровне.

«Дворец Советов» («Кропоткинская»)

С момента своего открытия до 8 октября 1957 года станция называлась «Дворец Советов».  Рядом со станцией на месте снесенного в 1931 году Храма Христа Спасителя планировалось построить грандиозный Дворец Советов для проведения сессий Верховного совета СССР и массовых демонстраций. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца. Строительство Дворца началось в 1939 году, но перед войной было прервано, в итоге проект так и не был реализован.

Станция метро была построена по проекту архитекторов Якова Лихтенберга и Алексея Душкина, основанному на архитектуре Древнего Египта. По легенде, Лазарю Кагановичу сначала не понравился проект станции, поскольку он напоминал древнеегипетский храм Амона в Карнаке с его колоннами в форме цветка лотоса, на что Душкин возразил: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа!» В итоге проект был утвержден.

Капители колонн станции выполнены в форме пятиконечных звезд, которые должны были стать своеобразным связующим звеном между станцией и Дворцом Советов. На станции не было предусмотрено светильников — источники света были спрятаны в верхнюю часть колонн, свет отражался от потолка и освещал всю станцию.

2e7631d667746e7e8b04fdfc5dc_prev.jpg
Проект станции удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1958 год), а также удостоен Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).

В 1957 году станция получила название «Кропоткинская» по бывшей площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские ворота и Пречистенка), названных в честь Петра Алексеевича Кропоткина (1842—1921) — географа и путешественника, теоретика анархизма, родившегося в этом районе.

Вторая очередь

Вторую очередь московского метро открыли в 1938 году. В нее вошли станция метро «Киевская» и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

«Площадь революции»

«Площадь революции» считалась главной станцией второй очереди московского метрополитена. Согласно плану, ее перронное пространство должно было стать аванзалом «Большого Академического кинотеатра», который предполагалось построить на южной стороне Театральной площади напротив здания Большого театра. Примечательно, что станцию спроектировали как цоколь будущего здания театра, которое в итоге так и не было построено.

Эту станцию глубокого заложения спроектировал Алексей Душкин. Интерьер станции посвящен советскому человеку. По идее архитектора, перронный зал должны были украшать изваянные в полный рост рельефные изображения трудящихся. Но партийное руководство поручило скульптору Матвею Манизеру украсить станцию не барельефами, а бронзовыми изваяниями. Статуи революционеров и советских людей получились массивными, их пришлось буквально втискивать статуи в углы архивольтов, из-за чего позы получились скованными и зажатыми. Злые языки говорили, что скульптуры прекрасно представляют образ советского народа, который «или сидит, или стоит на коленях». Однако, по воспоминаниям Душкина, вождю станция очень понравилась.

Станция имеет два наземных вестибюля. Западный, находящийся на площади Революции и общий со станцией «Театральная», был открыт вместе со станцией 13 марта 1938 года. Восточный вестибюль в Богоявленском переулке открылся 21 декабря 1947 года.

Западный вестибюль «Площади Революции» является общим со станцией «Театральная», его архитектор Алексей Душкин. Стены эскалаторного зала облицованы темным мрамором «садахло», пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы темно-желтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решен в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными темным лабрадоритом.

1024px-Ploshchad_revolyutsii_Metro_2010.jpg
Станция «Площадь Революции», источник — wikipedia.org
В восточном вестибюле (архитекторы — Ю. П. Зенкевич, А. Н. Душкин, Н. И. Демчинский) стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором. Напротив эскалатора, над кассами, выложена флорентийская мозаика, аллегорически прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции: щит с серпом и молотом в окружении алых знамен с датами «1917» и «1947» (художник — В. Ф. Бородиченко).

«Маяковская»

Первый проект станции выполнил в 1935 году архитектор Сергей Кравец, однако инженеры-проектировщики не учли сложных геологических условий, и в ходе строительства на своде станции образовались многочисленные трещины. Чтобы исправить ситуацию, созвали комиссию, в которую вошел архитектор Алексей Душкин. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом — вместо массивных пилонов удалось сохранить изящные колонны, усиленные арками из авиационной стали.

На потолке станции размещены мозаики, выполненные художником Александром Дейнекой и объединенные общей темой под названием «Сутки советского неба». Ниши с мозаиками воспринимаются как декоративные элементы, предназначенные для освещения. Станция считается архитектурным шедевром — ее макет получил Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. 

Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Выход встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц. Авторы вестибюля — А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг и Ю. П. Афанасьев, фасад спроектировал Д. Н. Чечулин. Архитектурное оформление вестибюля скромное. Прямо за входом станции расположен широкий лестничный марш, который ведет в промежуточный зал, облицованный «уфалеем» и освещенный светильниками бра. Нижний зал облицован тёмно-красной «шрошей». Потолок зала обработан квадратными кессонами, в которых за бронзовыми решётками расположены светильники. Северный вестибюль был открыт в 2005 году, в его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь, пол выложен гранитом. Планируется, что в будущем вестибюль будет встроен в здание.

1024px-Mayakovskaya_after_renewing_2010.jpg
Станция «Маяковская» Московского метрополитена, источник — wikipedia.org