История строительства метро в Екатеринбурге

История строительства метро в Екатеринбурге
Екатеринбургский метрополитен (до 1992 года — Свердловский метрополитен) — система линий метрополитена в Екатеринбурге. Первый метрополитен на Урале и шестой в России. Отличается высоким удельным пассажиропотоком в расчете как на километр путей, так и на одну станцию, занимая по этим показателям 4-е место в России и уступая московскому, петербургскому и новосибирскому метрополитенам.

Первые планы строительства метро в городе появились в начале 1960-х годов. Метро должно было состоять из двух линий, пересекающих город в широтном и меридиональном направлениях (с ВИЗа на Втузгородок и с Уралмаша на Химмаш). Борис Ельцин, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС в начале 1980-х годов, так объяснил выбор маршрута первой очереди метрополитена между площадью 1905 года и районом Уралмаш: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!».

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) 1-й очереди Свердловского метрополитена было выполнено в конце 1970-х годов институтом «Харьковметропроект». Рабочая документация 1-й очереди и ТЭО последующих очередей разрабатывались местным институтом «Уралгипротранс». В создании архитектурного облика станций также участвовали специалисты других проектных организаций города — «Свердловскгражданпроект», «УралпромстройНИИпроект». Названия станций в ходе проектирования и строительства неоднократно изменялись вслед за социально-политическими переменами в стране.

Сооружение метро началось в августе 1980 года. Первый ковш грунта был вынут на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции «Уральская». Неровный рельеф города, а также плотная застройка в центре потребовали комбинации станций глубокого и мелкого заложения.

Сначала первые станции метро планировалось открыть в 1987 году, позднее пуск был передвинут на 1989 год, но и этот срок был перенесен, так как работы тогда были выполнены лишь на 65–70 %, и открытие перенесли сначала на 1990, а затем и на 1991 год.

26 апреля 1991 года состоялся торжественный митинг, а 27 апреля в 6 часов утра началось регулярное движение поездов. На первом пусковом участке было только три станции. В период экономического спада 1990-х годов строительство замедлилось. В середине 1990-х добавились новые участки, которые позволили удвоить протяженность линии (станции «Уральская», «Динамо» и «Площадь 1905 года»), станция «Геологическая» была открыта в 2002 году. Станция «Ботаническая» была открыта в 2011 году, на ее торжественное открытие приезжал президент РФ Дмитрий Медведев.

Последняя на данный момент станция «Чкаловская» была открыта в июле 2012 года.