История строительства метро в Казани

История строительства метро в Казани
Казанский метрополитен — рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, расположенный в Казани. Стал первым метрополитеном в России, построенным после распада СССР, седьмым по счету в России, третьим в Приволжском федеральном округе и пятнадцатым на территории бывшего СССР.

Первые проекты наземного скоростного внеуличного рельсового транспорта (городского поезда) появились еще в 1930-х годах. Однако их осуществлению помешала Великая Отечественная война. О необходимости такого транспорта вновь вспомнили в 1960-е годы, когда началось строительство удаленных жилых кварталов и был составлен генплан 1969 года с предусмотренным метрополитеном. В 1979 году в Казани родился миллионный житель. Именно с этого года претензии тогдашней ТАССР к руководству страны по поводу метро стали более-менее обоснованными, так как метрополитены в СССР строились только в городах-миллионерах.

Однако реальная подготовка к строительству началась лишь в 1983 году. Маршрут первой линии остался практически неизменным с тех времен. Целью этого маршрута было соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промышленной зоной города, попутно захватив не менее населенные Московский и Авиастроительный районы. В 1988 году начались первые подготовительные работы по строительству. Однако еще до распада СССР сооружение новых метрополитенов отменили ввиду кризиса экономики.

Решение о строительстве Казанского метрополитена было принято президентом России Борисом Ельциным в 1996 году, строительство началось 27 августа 1997 года. Подземная проходка тоннелей велась с мая 2000 года с помощью современных тоннелепроходческих комплексов (ТПК) и щитов. На первом пусковом участке самые активные строительные работы производились в 2003–2005 годах с привлечением иногородних организаций и использованием восьми ТПК одновременно. Станции сооружались открытым способом. Собственным казанским строительным предприятием является муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Казметрострой». Генеральный проектировщик — институт «Казгражданпроект», по субподряду привлекается институт «Ленметрогипротранс».

Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 года. Первый участок состоял из пяти станций, длина пути 7,1 км. 

На данный момент Казанский метрополитен состоит из десяти станций «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлевская», «Козья слобода», «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная». К июню 2018 года планировалось ввести в эксплуатацию станцию «Дубравная», однако ее открытие было перенесено.