История строительства метро в Москве

История строительства метро в Москве

Дореволюционные проекты

Первые проекты строительства метро в Москве появились в начале XX века. В 1902 году было представлено сразу два проекта. Авторами первого стали А. И. Антонович, Н. Ю. Голиневич и Н. П. Дмитриев, второго – П. И. Балинский и Е. К. Кнорре. Однако тогда московские власти посчитали, что городу будет достаточно расширения трамвайной сети.

С 1911 по 1913 год дискуссия вокруг концепции московского метрополитена возобновилась. С доработанной идеей выступил инженер Е.К. Кнорре, свое предложение представил инженер К.К. Руин, а также команда финансиста Я. И. Утина, однако Первая мировая война и последующие революции заставили отложить вопрос строительства московского метрополитена на определенный срок.

Открытие метро

С 1923 года с подачи Моссовета было решено вернуться к идее возведения столичной подземки, однако активное строительство метрополитена началось лишь в начале 30-х гг. В июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о необходимости немедленно приступить к подготовительной работе по строительству метро в Москве. В августе того же года был создан московский «Метрострой». Куратором строительства метро по партийной линии был первый секретарь Московского областного комитета партии Л.М. Каганович. 

В 1933 году был утверждён технический проект первой очереди метрополитена, тогда же были начаты основные строительные работы. К стройке были привлечены отечественные горные инженеры и железнодорожники, а также зарубежные специалисты, имеющие опыт по строительству подземки. Маршрут первой очереди был определен путем исследования пассажиропотоков московского трамвая: подземкой решили повторить основные его маршруты. 15 февраля 1935 года прошел первый пробный поезд, 15 мая того же года Московский метрополитен был открыт. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую», которое в 1937 году дошло до станции «Киевская». 

Один из первых поездов моск метро.jpg
Один из первых поездов московского метро. Источник фото: ТАСС
В марте 1938 года Арбатская линия была продлена до станции «Курская». В сентябре того же года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года «Театральная»). 

1940–1950 гг.

Строительство третьей очереди Московского метрополитена началось еще до начала Великой Отечественной войны, в 1940 году. В первые месяцы войны строительство было заморожено, однако возобновилось уже в мае 1942 года, после отвода угрозы захвата Москвы. За годы войны были введены в строй два отрезка пути. В январе 1943 года был открыт отрезок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» (сейчас эти станции называются «Театральная» и «Автозаводская» соответственно), а в январе 1944 года — участок от «Курской» до «Измайловского парка» (ныне станция «Партизанская»).

В 1950 году в столице был открыт первый участок кольцевой линии (от «Парка культуры» до «Курской»), уже в 1954 году строительство линии было завершено. В 1953 году завершилось строительство Арбатской линии. В мае 1957 года были открыты станции «Фрунзенская» и «Спортивная» Сокольнической линии. В 1958 году были сданы в эксплуатацию станции Рижского радиуса.

1960–1970 гг.

В1962 году завершено строительство станций Калужского радиуса, в 1966 году — Ждановского.

В 1971 году Калужский и Рижский радиусы были объединены в Калужско-Рижскую диаметральную линию. В 1972 году был открыт Краснопресненский радиус, который в 1975 году стал частью Ждановско-Краснопресненской линии. 23 августа 1975 года открылся Харьковский метрополитен (Украинская ССР), 25 ноября 1977 года было запущено метро в Ташкенте (Узбекская ССР).

1980–1990 гг.

В московском метро в 1986 году завершилось строительство станций Калининской линии, в 1983 году началось сооружение Серпуховско-Тимирязевской линии. Кроме того, началось строительство Люблинской линии.

В связи с экономическими трудностями после распада СССР темпы развития метрополитена в России замедлились. В Московской метрополитене в 1992–1994 годах был достроен северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии, от «Бибирево» до «Алтуфьево». В 1995 году была открыта Люблинская линия.


2000-е годы

В Московском метрополитене в 2000–2001 годах был достроен южный участок Серпуховско-Тимирязевской линии, от «Улицы Академика Янгеля» до «Аннино». В 2003 году была открыта Бутовская линия, в то время полностью расположенная за МКАД. В 2004 году была построена линия монорельса. В 2003–2009 годах Арбатско-Покровская линия продлевается от станции «Киевская» до «Митино», включая в себя участок Филёвской линии. На этой линии появляется первая станция на территории Московской области и одновременно первая станция, построенная на частные деньги, — «Мякинино». В 2007–2010 годах Люблинско-Дмитровская линия была продлена через центр города до станции «Марьина роща».

2010-е годы

В Москве в 2010-х продолжают активно строить метро — возводить новые линии и продолжать существующие, в том числе за счет строительства станций на территории Московской области. С декабря 2011-го по февраль 2018-го в Москве были открыты в общей сложности 34 новые станции метро на разных ветках. Кроме того, 10 сентября 2016 года открылось пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК) — маршрутной линии железнодорожного пассажирского транспорта, частично интегрированной с метрополитеном. По состоянию на июль 2018 года в Москве действуют 214 станций метро, 6 станций монорельса, а также 31 станция МЦК.