История строительства метро в Новосибирске

История строительства метро в Новосибирске
Новосибирский метрополитен — скоростная рельсовая внеуличная общественная транспортная система на электрической тяге в Новосибирске. Является самым восточным метрополитеном в Российской Федерации. После запуска 28 декабря 1985 года стал первым и единственным за Уралом и в Сибири, а также четвертым в России и одиннадцатым в СССР.

В 1954 году при разработке градостроительного плана Новосибирска было разработано и предложено три различных варианта плана развития города, каждый из которых предполагал строительство метрополитена. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1962 году при разработке нового плана развития Новосибирска. Город, будучи крупным центром промышленности, культуры и науки, быстро рос, а 9 июля 1962 года в Новосибирске родился миллионный житель, что давало право на строительство метрополитена. В 1968 году городские власти поручают разработку проекта метрополитена институту «Новосибгражданпроект» (до этого «Новосибпроект»). В конце 1970 года разработка «Схемы развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года» была завершена и 15 февраля следующего года ее передали на рассмотрение и согласование вначале в городской, а затем в областной исполком. Согласно разработанной в институте схеме, Новосибирский метрополитен включал три линии общей протяжённостью 52 км с 36 станциями. В местах пересечения линий были запланированы четыре пересадочных узла. После того, как идея строительства метро в Новосибирске получила одобрение союзных министерств и ведомств, а также лично Л. И. Брежнева, в августе 1972 года приехавшего в Новосибирск, дальнейшая разработка проекта была передана институту «Бакметропроект» — филиалу «Метрогипротранса». В 1974 году был разработан новый вариант технико-экономического обоснования. 12 декабря 1978 года проект первой очереди метрополитена протяженностью 13,1 км с одиннадцатью станциями был утвержден Советом Министров РСФСР, а в союзном Совете Министров — месяцем ранее.

Датой начала строительства считается 12 мая 1979 года, когда состоялся торжественный митинг (в районе будущей станции «Октябрьская»), посвященный началу возведения метрополитена, в ходе которого была забита первая свая. С начала 1980 года начались работы по первому участку Дзержинской линии, включавшему две станции: «Вокзальная» (ныне «Площадь Гарина-Михайловского») и «Нарымская» (ныне «Сибирская»). 28 декабря 1985 года Новосибирский метрополитен принят в эксплуатацию Государственной комиссией.

7 января 1986 года метрополитен официально открывает свои двери для пассажиров. 31 декабря 1987 года в торжественной обстановке запущен первый участок Дзержинской линии из двух станций — «Сибирской» и «Площади Гарина-Михайловского». 26 июля 1991 года принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса», а 2 апреля 1992 года — станции «Гагаринская» и «Заельцовская». А следующая станция — «Маршала Покрышкина» была введена в эксплуатацию только 28 декабря 2000 года. А вместе с ней был запущен в эксплуатацию правый перегонный 1,58 километровый тоннель — до станции «Площадь Гарина-Михайловского». Следующая же станция, «Березовая роща», появилась только ещё через 5 лет, к 25 июня 2005 года.

7 октября 2010 года открыли станцию «Золотая Нива», однако 26 октября она была закрыта по решению суда на 30 суток в связи с конструкционными проблемами. Станция с самого начала была открыта в усечённом виде — с одним перегонным тоннелем, правым. Повторно станцию открыли только 9 февраля 2011 года.