История строительства метро в Самаре

История строительства метро в Самаре
Самарский метрополитен (полное название — Муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А. А. Росовского») — система городского внеуличного рельсового общественного транспорта в городе Самаре. Пятая по вводу в эксплуатацию в России, вторая в приволжском федеральном округе, двенадцатая на постсоветском пространстве. Насчитывает 10 станций, из них 9 — подземных и одна — наземная. 

Совет Министров СССР разрешил разработку технического проекта метрополитена в городе Куйбышеве в ноябре 1977 года. Проект был поручен институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, а разработка рабочей документации — его филиалу «Горьковметропроект» в городе Горьком.

В сентябре 1980 года началось строительство перегона между станциями «Проспект Ленина» (будущая станция «Российская» возле Дома Культуры 4-го ГПЗ) и «Октябрьская» (будущая станция «Алабинская») — практически в центре города. Однако после постройки тоннель этого перегона был законсервирован — решено было вести строительство метрополитена с Юнгородка, где находятся наиболее крупные промышленные предприятия города.

В конце 1980 года началось строительство первой станции «Кировская» в Юнгородке. В сентябре 1981 года был смонтирован первый проходческий щит и началась щитовая проходка тоннеля между станциями «Кировская» и «Безымянка».

Открыть первую линию Куйбышевского метрополитена планировали в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции. 6 ноября был проведен первый пробный рейс, а 25 декабря был подписан акт о приемке пускового участка (4 станции). Регулярное пассажирское движение на пусковом участке было открыто 26 декабря 1987 года. 

31 декабря 1992 года было открыто движение на участке между станциями «Победа» и «Советская».

25 марта 1993 года введена в эксплуатацию станция «Спортивная» с перегоном до станции «Советская». Протяженность действующей линии увеличилась на 1,44 км, пассажиропоток возрос на 12–15 тыс. человек в день.

30 декабря 1993 года открылась для пассажиров станция «Гагаринская». 

27 декабря 2002 года введена в эксплуатацию станция «Московская», которая из-за финансовых трудностей строилась 12 лет. Протяженность действующей линии увеличилась на 1,32 км и составила 9 км.

26 декабря 2007 года открыта 9-я станция метрополитена «Российская». Метрополитен приблизился к центру города и связал основные магистрали города — ул. Ново-Садовую, Московское шоссе с ул. Гагарина. Протяженность линии составила 10,3 км перевозка увеличилась на 30 процентов.

В мае 2008 года началось строительство станции «Алабинская». Станция была сдана в эксплуатацию 1 февраля 2015 года.

Летом 2018 года стало известно, что региональное управление капитального строительства объявило торги на разработку проекта новой станции метро «Самарская».