История строительства метро в Петербурге

История строительства метро в Петербурге

Дореволюционные проекты

В 1814 году император Александр I совершил рабочий визит в Лондон, на котором встретился с видными деятелями науки, искусства, культуры, в том числе с инженером Марком Изамбаром Брюнелем, который предложил императору идею подземной железной дороги. Этот проект был интересен для Петербурга, поскольку в городе было важно организовать связь между различными островами и районами города. Однако из-за кончины Александра I от этого проекта пришлось отказаться, Николай I его реализовывать не стал.

Следующие проекты метрополитена в Петербурге датировались уже концом XIX — началом XX века. К тому времени метрополитены уже появились в Лондоне (в 1863 году), в Нью-Йорке (в 1863 году открылся в виде наземных эстакад, в 1904 году была запущена первая подземная линия), в Будапеште (в 1896 году), в Париже (в 1900 году). Авторами проектов метро в Петербурге в то время стали Г. А. Гиршсон, С. Н. Кульжинский, П. И. Балинский. Проект Петра Ивановича Балинского предусматривал соединение всех действующих вокзалов в одну сеть, а также использование электродвигателей для передвижения вагонов, однако не был реализован в том числе ввиду дороговизны. До революции ни один из проектов строительства метро так и не удалось реализовать.

Открытие метро

17 января 1941 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет Всероссийской коммунистической партии большевиков издали приказ о строительстве первой очереди метрополитена в Ленинграде. Через четыре дня был издан приказ о создании Строительства № 5 НКПС для выполнения этой задачи. Возглавил проект один из первых строителей московского метро И. Г. Зубков. Вместе с Зубковым в Ленинград приехало порядка 300 московских специалистов. Строительство стартовало уже в феврале, однако начавшаяся в июне Великая Отечественная война заставила остановить строительство. Ленинградские метростроевцы были мобилизованы для строительства оборонительных сооружений вокруг города.

Возведение метро в Ленинграде возобновилось уже после войны, в 1946 году. Строительство № 5 НКПС было переименовано в «Ленметрострой», его возглавил К. А. Кузнецов.

Первый участок ленинградского метро был открыт 15 ноября 1955 года. В состав первой очереди вошли станции  «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Владимирская» и «Площадь Восстания». 30 апреля 1956 года открылась станция «Пушкинская». В 1958 году на Кировско-Выборгской линии появились еще две станции —  «Чернышевская» и «Площадь Ленина».

1960–1970 гг. 

В 1961 году в ленинградском метро был открыт первый участок Московско-Петроградской линии со станциями «Технологический институт-2», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила» и «Парк Победы». 1 июля 1963 года сданы в эксплуатацию еще четыре станции Московско-Петроградской линии: «Площадь Мира» («Сенная»), «Невский проспект», «Горьковская» и «Петроградская». В 1967 году «Ленметрострой» сдал четыре станции третьей, Невско-Василеостровской, линии («Василеостровскую», «Гостиный двор», «Маяковскую» и «Площадь Александра Невского»).

В 1969 году завершено сооружение третьего участка Московско-Петроградской линии от станции «Парк Победы» до «Московской».

В 1970 году сдан в эксплуатацию второй участок Невско-Василеостровской линии со станциями «Елизаровская» и «Ломоносовская». В 1971 году были заложены шахты для будущих станций метро «Выборгская», «Лесная», «Площадь Мужества», «Политехническая», «Академическая» Кировско-Выборгской линии.

8 апреля 1974 года при проходке нижнего тоннеля между строящимися станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» во время бурения разведочной скважины в промороженный забой хлынула вода. Размыв удалось ликвидировать с помощью заморозки грунта жидким азотом. 22 апреля 1975 года были введены в эксплуатацию станции «Выборгская» и «Лесная». К 31 декабря были готовы еще три станции: «Площадь Мужества», «Политехническая» и «Академическая». 

29 сентября 1977 года был введен в строй пятый участок Кировско-Выборгской линии от «Ленинского проспекта» до «Проспекта Ветеранов».  В конце 1978 года открылись станции «Гражданский проспект» и «Комсомольская» («Девяткино»), в сентябре следующего года открыли четвертый участок Невско-Василеостровской линии со станцией «Приморская».

1980–1990 гг.

10 июля 1981 года вступили в строй две станции Невско-Василеостровской линии: «Пролетарская» и «Обухово». 4 ноября 1982 года сданы в эксплуатацию три станции Московско-Петроградской линии: «Черная речка», «Пионерская» и «Удельная». В декабре 1984 года сданы в эксплуатацию станция «Рыбацкое» и депо «Невское» на третьем участке строительства Невско-Василеостровской линии. В 1985 году появилась четвертая линия — Правобережная (со станциями «Площадь Александра Невского-2», «Новочеркасская», «Ладожская» и «Проспект Большевиков»), в 1987 году была открыта станция «Улица Дыбенко». В 1988 году сданы станции «Озерки» и «Проспект Просвещения» на пятом пусковом участке Московско-Петроградской линии. 

В связи с экономическими трудностями после распада СССР темпы развития метрополитена в России замедлились.

В Петербурге 30 декабря 1991 года введен в эксплуатацию второй участок Правобережной линии от «Площади Александра Невского-2» до «Садовой» со станциями «Лиговский проспект», «Достоевская», «Садовая». В 1995 году на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» произошел размыв, для ликвидации которого пришлось временно разорвать линию (движение возобновилось 8 лет спустя — в 2004 году). 15 сентября 1997 года был сдан в эксплуатацию участок Правобережной линии «Садовая» — «Спортивная» с двумя новыми станциями «Спортивная» и «Чкаловская». 14 января 1999 года на этой же линии ввели в эксплуатацию станцию «Старая деревня», 3 сентября — станцию «Крестовский остров».

2000-е годы

В Петербургском метрополитене 1 февраля 2001 года было сдано в эксплуатацию депо «Выборгское». 26 июня 2004 года удалось восстановить движение на участке «Лесная» — «Площадь Мужества» Кировско-Выборгской линии. В апреле 2005 года был открыт очередной участок Правобережной линии от  «Старой деревни» до станции «Комендантский проспект». 22 декабря сдана в эксплуатацию конечная станция Московско-Петроградской линии метро — «Парнас». 20 декабря 2008 года сданы в эксплуатацию три станции Фрунзенского радиуса: «Звенигородская», «Обводный канал» (на проход) и «Волковская». 7 марта 2009 года введена в эксплуатацию станция «Спасская». Участок от станции «Комендантский проспект» до станции «Садовая» входит в состав новой Фрунзенско-Приморской ветки с продолжением до станции «Волковская». Участок от станции «Улица Дыбенко» до новой станции «Спасская» остается в составе четвертой, Правобережной линии.

2010-е годы

30 декабря 2010 года в Петербурге открылся вестибюль станции «Обводный канал». 28 декабря 2011 года сдана в эксплуатацию одна из самых глубоких станций Петербургского метрополитена — «Адмиралтейская». Год спустя, 28 декабря 2012 года, приняли первых пассажиров новые станции второй очереди Фрунзенского радиуса — «Бухарестская» и «Международная». 7 ноября 2013 года был открыт вестибюль станции «Спасская», а 27 мая 2015 года — второй вестибюль станции метро «Спортивная». 27 августа 2018 года состоялось открытие двух новых станций Невско-Василеостровской линии — «Новокрестовской» и «Беговой». На данный момент в Петербургском метрополитене насчитывается 69 станций.