История Волгоградского метротрама

История Волгоградского метротрама
Волгоградский скоростной трамвай (метротрам) — трамвайная система с элементами метрополитена в городе Волгограде, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 километра в составе шести станций («Площадь Ленина», «Комсомольская», «Пионерская», «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка») проложен под землей по стандартам метрополитена, при этом станция «Пионерская» в силу особенностей рельефа местности расположена на эстакаде над поймой реки Царицы. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта.

17 сентября 1971 года в Краснооктябрьском районе было открыто новое трамвайное депо для обслуживания действовавшего 8-го маршрута и нового 9-го маршрута, который связал район трамвайного депо с линией по проспекту Ленина и Тракторным заводом. Процесс реконструкции линии трамвая продолжался до 1976 года. В 1976 году было принято решение о строительстве подземного участка под центром города с тремя станциями. По замыслу проектировщиков, трамвайные поезда при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под проспектом Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага реки Царицы разворачивались на кольце у площади Чекистов. Такое решение существенно уменьшало время в пути между центром города и северными районами, тем более, что 8-й маршрут трамвая непосредственно по центру не шел, заканчиваясь на кольце у пересечения проспекта Ленина и улицы 7-й Гвардейской дивизии, где была пересадка на другие маршруты, проходившие по Советской улице.

Подземный участок был построен за восемь лет и открылся 15 ноября 1984 года. 8-й маршрут трамвая был переименован в «СТ» и стал ходить от Тракторного завода до площади Чекистов. На северном участке линии до 1998 года сохранялась работа 9-го маршрута.

Строительство подземного участка и реконструкцию уже существовавшей наземной линии провели подрядчики «Волгоградстрой», «Приволжтрансстрой» и «Харьковметрострой» по проекту, разработанному филиалом Харьковметропроект института «Метрогипротранс». Эксплуатантом является МУП «Метроэлектротранс».

1 декабря 2011 года открылся второй пусковой участок линии — от «Пионерской» до «Ельшанки». По причине недостаточного количества трамваев с двухсторонним расположением дверей линия скоростного трамвая разделена на два маршрута. От станции «Ельшанка» можно доехать без пересадки только до станции «Стадион „Монолит“», при этом работа первого участка СТ «ВГТЗ» — «Площадь Чекистов» сохранена в обычном режиме. Интервал движения составляет около 10 минут. К середине 2012 года планировалось закупить еще несколько единиц подвижного состава, а интервал движения трамваев на данном участке должен был составить 2–3 минуты, но этого не произошло в связи с практическим закрытием завода-поставщика. В результате лишь в 2018 году на линию начали выходить новые составы. 9 июля 2018 года маршрут СТ-2 продлевается до станции «ВГТЗ», а маршрут СТ сокращает режим работы с 7:00 до 19:00.