Глубокий подход к развитию Петербурга

У Петербурга нет альтернативы — подземное пространство необходимо развивать

На проходившем в Мраморном зале Российского этнографического музея биеннале «Архитектура Петербурга» архитекторы, градостроители, представители властей, девелоперы, журналисты, дизайнеры дискутировали об уникальной судьбе Петербурга, сохранении исторического наследия, перспективах и трендах современного городского развития.

__medium_2.jpg.jpg
Фото: Илья Филимонов, главный архитектор проектов ООО "Интерколумниум"

Так, по мнению руководителя архитектурной студии «А.Лен», председателя комитета по урбанистике, градостроительству и архитектуре Российской гильдии управляющих и девелоперов Сергея Орешкина, это не первая попытка освоения подземного пространства Петербурга.

К примеру, в 90-е годы архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» озаботилось благоустройством подземного перехода на площади Труда. В 2005 году генеральный директор бюро Юрий Земцов с коллегами из компании «Открытые инвестиции» хотели сделать под площадью Восстания пешеходные переходы, подземный паркинг и двухуровневый торговый комплекс. Оба эти проекта осуществить не удалось.

Как сообщил Сергей Орешкин, во-первых, есть проблема в вопросе правообладания земельным участком, который планируется использовать для развития подземного пространства. Во-вторых, под землей проложены инженерные сети, многие из них советского периода, их судьбу тоже нужно решать. Разобраться в этих вопросах способно только государство.

По мнению эксперта, у города есть огромный потенциал в развитии подземного пространства, в первую очередь, с помощью метро. Взять, к примеру, Москву:

«Кто был в столице, наверняка обращал внимание, как бурлит жизнь в переходе, где расположена станция метро «Охотный ряд». Там при выходе из вестибюля станции ты можешь попасть и на улицу, и в торговый комплекс, где можно поесть, отдохнуть. В самом же переходе множество торговых ларьков», — цитирует Орешкина «Петербургский дневник».

По мнению эксперта-экономиста градостроительства Лаборатории градопланирования им. М. Л. Петровича Людмилы Истоминой, развитие подземной урбанистики зависит от того, кто же будет пользоваться этим пространством.

Согласно проведенным специалистами социологическим исследованиям, в нашем городе самая большая плотность населения сосредоточена в Центральном районе. Сюда ездят учиться и работать, здесь молодежь проводит свой досуг. В сутки примерно 63 % всех передвижений из центра города и обратно происходит на метро. С одной стороны, это говорит о его востребованности. С другой стороны, сама территория вокруг метрополитена «недостаточно используется».

«Горожане хотят передвигаться по центру пешком, возможность ближе подъезжать на своем автомобиле к зданию, быстро парковать машины. Несмотря на большое количество мероприятий в центре города, там не хватает общественных пространств, разделенных по функциям. Например, парковки и транзитные транспортные точки можно перенести под землю», — поделилась своим мнением Людмила Истомина.

Эксперт считает, что важно организовать новые пересадочные узлы. Это позволит пересесть с метро на наземный транспорт быстро и комфортно.

«Думаю, что нужно параллельно заниматься развитием подземного пространства и транспортной сферы. Тогда все будет работать эффективнее. Необходимо комплексное решение», — добавила Людмила Истомина.

Для освоения подземного пространства нужен так называемый «мастер-план». Вместе с экспертами и властями необходимо разработать стратегию пространственного развития, которая будет являться частью градостроительной концепции.

По словам доцента института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Александры Ненько, востребованность площадок под землей очень высока. Во-первых, со стороны диггеров — исследователей подземных пространств. Во-вторых, биткойнеров, которые могут устанавливать свои серверы под землей. В-третьих, представителей андеграунд-культуры. Молодежь с удовольствием будет ходить в комфортное общественное пространство, расположенное на глубине.

Так, по мнению Александры Ненько, понятие «подземелье» очень стигматизировано. Все мы помним произведение Владимира Короленко «Дети подземелья». Нищие, вынужденные скрываться в подвалах… С этой стигмой нужно работать с помощью реализации не только каких-то коммерческих, но и культурно-насыщенных проектов.

Однако не все эксперты говорят о развитии подземной урбанистики с позиции человека.

Генеральный директор «Геореконструкция», член Совета по сохранению и развитию территорий исторического центра Петербурга Алексей Шашкин уверен, что освоение подземного мира можно рассматривать как средство сохранения исторического города.

«У нас нет никакой альтернативы. Или мы будем осваивать подземное пространство, или город не будет развиваться и начнет разрушаться», — говорит эксперт.

Без генерального плана развития под землей появится не новое общественное пространство, а средневековый город, так как в случае непредвиденной ситуации там будет труднее всего что-либо реконструировать или снести.

«Для города должна быть разработана иерархия освоения пространства. Нужно понимать подземные объемы, например, одного района. Исходя из этих данных, резервировать участки под парковки и вокзалы. Конечно, говоря о реализации проектов, в первую очередь, думаешь о деньгах. Если средств нет, то самое время планировать», — добавил Алексей Шашкин.

__medium_Рисунок1.jpg.jpg
Фото: Каменноостровский театр

В качестве примера можно привести здание Каменноостровского театра на набережной реки Крестовки, 10. В нем появился подземный этаж, который в 4 раза больше площади всего исторического здания. Там разместили гардеробы, фойе, кафе, технические и административные помещения, декорации. При работе специалисты использовали метод Top-down в реставрационной модификации: вверх шла реставрация, вниз — подземное строительство.

«Думаю, что нужно разработать грамотный подход к подземным пространствам. В первую очередь, городу необходимо договориться с монополистами, которые прокладывают инженерные сети. Один из вариантов — сделать проходной коллектор, который поможет развести коммуникации и тем самым открыть проходное пространство. Во-вторых, нужен 3D-кадастр, который позволит изучать объект в высоту и глубину», — заключил Алексей Шашкин.

С мнением развивать подземное пространство в Петербурге согласны и другие эксперты. Среди них генеральный директор ОАО «Ленметрогипротранс» Владимир Маслак, интервью с которым мы публиковали ранее в рубрике Люди.